За несколько дней до календарного окончания лета творческое объединение «Х.Л.А.М.» решило устроить ему достойные проводы, а заодно почтить память безвременно ушедших рок-музыкантов, которые с завидным упорством продолжают умирать, погружая армии поклонников в длительный траур. Акустический фестиваль «Кончится лето» в пляжном клубе «Tropicano» обещал быть светлым и грустным, с привкусом ностальгии и легкого разочарования оттого, что время вспять повернуть невозможно. Грустным он и получился, но совершенно по другой причине. Первая тройка групп, открывавшая фестиваль, в одесской музыкальной общине стоит особняком. Не потому, что команды добрались до вершин популярности и обзавелись симптомами хронической звездной болезни. Скорее, наоборот. Сегодня эти группы мало востребованы и практически неизвестны, хотя в силу своих профессиональных качеств заслуживают лучшей участи. Но – остаются за кадром. О существовании троицы «ПС», «ПК» и «ПЗ» знает не так уж много меломанов. Команды не принимают участие в престижных фестивалях, не стремятся в хит-парады и не могут похвастаться толпами поклонников. Однако их музыка странным образом влияет на душевное спокойствие, и вот уже ловишь себя на мысли, что неизвестно откуда взявшаяся влага на щеках – совсем не капельки дождя и морской воды, принесенные ветром… «Продается солнце» - проект теперь уже акустический, и психоделическое начало в музыке у команды, существующей чуть больше года, после отказа от электричества стало еще более явственным. Выразительный вокал, скрипка, флейта, бас и перкуссия. Очень личные и глубоко философские тексты. В финале – короткий привет от Летова: «Соль рассыпалась на ладонь, мышеловка захлопнулась». Печаль в глазах юных девочек, жертвующих чистотой джинсов ради возможности посидеть вблизи сцены на вымощенном плиткой танцполе. Оседающая пена в бокалах с недопитым пивом. Ощущение приближающейся осени. «Пожарный кран» по одесским меркам уже можно отнести к ветеранам сцены. Пять лет, несколько десятков песен, часть из которых стала народными хитами от Таирова до Поскота, определенная популярность и, как это водится, когда музыканты в большей степени озабочены творчеством, отсутствие коммерческого успеха. Да и как музыка, создаваемая для поколений прошлого века в качестве отдушины, несущая в себе жесткую смысловую нагрузку и заставляющая задумываться над каждой фразой, может быть популярна сегодня? Душещипательная «Раненая птица», утонченно-обреченое «Одиночество», Цой с Гребенщиковым «в одном флаконе», но гораздо мягче и чувственнее. Первые капли дождя, грозящего обрушиться мокрой лавиной на погруженных в свои миры слушателей. «Наверное, Бог услышал нас и ответил. Так пусть сегодня никто не умрет!». Одноименный реквием Чернецкого в обнадеживающем мажоре. Сегодня, возможно, никто действительно и не умрет. А завтра? Лидер «Пернатого змея» Максим Ячмень решил все же разрядить обстановку и вернуть из полуобморочного транса тех, кто мысленно скорбел о столпах советской, буржуйской, российской и украинской рок-сцены. Веселее не стало, но звонкий вокал Александры Самоходовой, сжимающей в руках плюшевого медведя, подействовал благотворно, и публика стала перемещаться поближе к барной стойке, чтобы пить, есть, а значит – жить. Однако окончательно реанимировать душевное равновесие «ПЗ» так и не удалось – нырнув в глубокое прошлое, музыканты извлекли на свет одну из своих полузабытых композиций, которая стала мифическим знаком препинания в выступлении группы и рассеяла иллюзию умиротворения, которым так славятся концерты «Пернатого…». Несколько минут памяти Ильи Кормильцева в виде песни «Наутилуса Помпилиуса» «Всего лишь быть», которую лидеру команды по причине полярности внутренних ощущений и вовсе исполнять не стоило. Фестиваль медленно перетекал в фазу, когда о поводе, ради которого несколько десятков меломанов променяли уютные квартиры на прохладу вечернего бриза, вспоминали лишь его организатАлександр Микитенко из группы «Исток» был удивительно контрастным и, отдав должное Майку Науменко, принялся надсадно терзать гитару. Полная самоотдача и накал страстей, которые в электричестве скрашивают другие участники «Истока», на сольном выступлении проявились в полной мере и… прошли мимо тех, кому предназначались. А принцип чередования очень жестких и сильных композиций с откровенно слабыми «проходными» творениями поначалу интриговал, но с середины выступления откровенно начал напрягать. Спасло ситуацию финальное исполнение песни «Рок-н-ролл мертв!», сорвавшей вполне заслуженные аплодисменты.оры. Давно доказано, что большинство одесских концертов строятся по некоему перевернутому принципу, когда громкий финальный аккорд превращается в помпезный пшик, а все самое «вкусное» и интересное можно наблюдать в течение первого часа. Сия участь не минула и фестиваль «Кончится лето», хедлайнерами которого была заявлена старейшая одесская группа «Режим». Команда серьезная, исполняющая старый добрый хард-рок и в свое время хорошо известная далеко за пределами родного города. Однако, уходя – уходи, и спустя 10 лет музыкантам, пожалуй, не стоило возвращать проект из небытия. И не только потому, что многие их соратники по сцене за это время стали всенародно любимыми звездами, но перед этим прошли Крым и Рим со швайками в руках. И даже не потому, что завоевать новое поколение старой музыкой не всегда под силу и более именитым группам. Достаточно было поприсутствовать на получасовом саунд-чеке «Режима», которым они безалаберно подменили само выступление в надежде, что публика подождет и потерпит, чтобы понять – «совковый» подход сыграл с музыкантами злую шутку. Звуковые экслибрисы совершенно не интересовали тех, кто выложил деньги за возможность приятно провести вечер, а жесткие временные рамки в условиях рыночной экономики вынудили организаторов попросту спровадить «Режим» со сцены после нескольких композиций в электричестве. Скомканный финал, накрапывающий дождь и опустевший клуб под бескрайним ночным одесским небом наводили на печальную мысль. Лето кончилось. Все умерли. Svetlana